21 августа 2017 г.

Болезни дисков и проблемы сохранения старых видеоигр

В этой статье я собрал информацию о ненадёжности носителей информации для долгосрочного хранения данных, в том числе и записанных на них игр. До повсеместного внедрения технологии записи данных на CD диски, господствовала эпоха флоппи дисков (магнитных дискет). Различные магнитные дискеты были крайне ненадёжными носителями информации и легко приходили в негодность от самых различных воздействий, как то: налипший мусор на считывающие головки в дисководах, который при первых же оборотах царапал поверхность магнитного диска и тем самым создавал места с которых уже было невозможно считать находившиеся там данные; всевозможные паразитные магнитные излучения, которые перемагничивали дискету, превращая данные в не имеющую смысла "кашу"; температурные воздействия в сочетании с неподходящей влажностью воздуха в том числе приводили к растрескиванию магнитного слоя диска.

Поэтому стоит только радоваться и благодарить тех людей, которые смогли сохранить и снять образы со старых дискет, используя более надёжные современные технологии, сохранив эти игры до наших дней.

Затем началась эпоха господства CD дисков, которые были гораздо более надёжными и быстрыми носителями информации. Может CD диски уже и не считаются новой технологией, но когда они только появились, реклама называла их практически неуничтожимыми. CD также стали популярным форматом для записи видеоигр, благодаря низкой стоимости и большому объёму. В середине 90-х годов, Nintendo наделала шуму, когда в компании решили не использовать диски в консоли Nintendo 64. Nintendo осталась верной дорогим картриджам с малым объёмом, в то время как два главных конкурента компании, Sony PlayStation и Sega Saturn, стали использовать CD. Выбор Nintendo повлиял на цену видеоигр, а многие сторонние партнёры компании отказались от поддержки N64 и предпочли работать с PlayStation. Однако с точки зрения коллекционеров классических игр, мы, возможно, должны быть благодарны упрямству Nintendo. Сегодня у нас есть огромное количество фактов, которые говорят о том, что оптические накопители не такие уж и надежные, как мы думали.

Существует такой феномен "Disk Rot" (гниение дисков). CD диски, как и большинство других оптических накопителей, обладают определённым сроком жизни, причём гораздо меньшим, чем предполагалось ранее. Когда CD только вышли на рынок, считалось, что они практически не изнашиваются. Некоторые производители уверяли, что их продукт может прослужить более века. Но в последние годы многие коллекционеры стали обнаруживать, что их диски, которым нет и 30 лет, стали бесполезными.


Так что же такое "гниение диска"? Для начала, это не настоящее гниение - химические вещества, используемые в защитных слоях диска, со временем перестают работать. Другая причина - это окисление отражающего слоя диска, сделанного в основном из алюминия. В некоторых случаях, диски начинают «бронзоветь». В других, на дисках появляются маленькие точки, которые увеличиваются в размере по мере разрушения слоёв внутри диска.
Как вы можете представить, такое явление грозит множеством проблем не только для коллекционеров, но и для людей, чья работа заключается в сохранении важной или исторической информации. Множество учреждений используют CD и DVD для хранения огромных объёмов данных, и суровая реальность говорит о том, что скоро эти диски невозможно будет прочесть.

Цитата блоггера "slacker" (также известен, как "Jesse Mysterious"). Он объясняет, что феномен "гниения дисков" значит для видеоигр (пост был написан в 2010 году):
Даже если это всего лишь одна маленькая точка, она означает повреждение диска, которое нельзя исправить. Никакое удаление царапин не восстановит потерянные данные. Игра повреждена навсегда, и дальше будет только хуже.
Сейчас многие источники говорят, что гниение дисков - это редкая проблема, которая встречается у нескольких партий дисков определённых производителей, и что это не такое уж и массовое явление.
Но когда я узнал об этом явлении, то проверил несколько сотен дисков из моей коллекции для SegaCD, TurboCD, Saturn и даже Dreamcast и обнаружил, что десятки из них были испорчены. Несколько дорогих игр были в идеальном состоянии, но когда я подносил их к свету, то мог увидеть одну или несколько маленьких белых точек. Диски были испорчены.
Я запустил несколько игр, которые не трогал многие годы, и они иногда зависали, а некоторые просто не запускались. Мне пришлось открыть пару нераспакованных игр - то же самое. Для меня, как коллекционера, это был худший кошмар наяву.
Этот пост очень точно описывает ситуацию для игрового сообщества. Некоторые игры перестают выпускаться, и их цена на вторичном рынке вырастает до сотен, если не тысяч, долларов. Сама мысль о том, что эти игры уже нельзя будет запустить, приводит коллекционеров в ужас. Некоторые люди уже теряют целые состояния, пока вы читаете эту статью.
И потому мы возвращаемся к Nintendo 64. Картриджи сами по себе достаточно крепкие - даже сегодня люди играют в игры Atari VCS и NES на самих приставках. Поэтому игры на Nintendo 64 должны ещё какое-то время работать. Но если наблюдения slacker верны, и не будем забывать, что прошло уже семь лет после этого поста о гниении дисков, то дорогущая Panzer Dragoon Saga, которая гордо стоит на вашей полке, может уже очень скоро "просрочиться".

Эта проблема снова напоминает о вопросе сохранения видеоигр и, в какой-то степени, предоставляет серьёзные аргументы в пользу эмуляции. Без неё мы могли бы потерять многие видеоигры, оригинальный код к которым больше не существует.

История повторяется и поэтому стоит только радоваться и благодарить тех людей, которые смогли сохранить и снять образы со старых CD дисков, используя более надёжные современные технологии, сохранив эти игры до наших дней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий